Термин «Тобольское барокко» принято брать за условное название барочного стиля в среде развития города Тобольска.

Несмотря на то, что с 1780-х гг. в Сибири распространяется классицизм, барочные храмы продолжают строиться вплоть до 1830-х гг. Б.П. Денике в 1919 году сформулировал понятие «тобольского барокко», а Д.А. Болдырев-Казарин определял его шире – «сибирское барокко», признавая черты «азиатской эстетики» решающим основанием для выделения этого стиля. У.К. Брамфилд вообще усмотрел в «пламенеющих» сандриках буддийские мотивы, сходство со ступами (субурганами).

В Тобольске под воздействием стилистики барокко в его столичном варианте с середины 1760-х гг. сложилось особое тобольское барокко, распространившееся в западных и центральных регионах Сибири. Если признать существование особого «Тобольского барокко» (термин введён Б.П. Денике в 1919 году), то в числе первых примеров этого направления в архитектуре нужно назвать Спасскую церковь. Монументальность, крупность деталей, сочность декора – всё это в ней выражено с подкупающей наглядностью и откровенностью. Конечно, термин «барокко» в данном случае можно применять с известной условностью, только как выражение повышенной декоративности стен. Но сами стены (в отличие от столичного барокко) в Спасской церкви по-средневековому статичны, декор лишь «наложен» на стену, не трансформируя её в «пульсирующую» массу. Общая статичность и массивность объёмов церкви подчёркнута трапециевидной формой апсид и громоздкими угловыми лопатками с древнерусскими бочкообразными утолщениями в их нижней части. Фасады четверика напоминают фасады русских теремов с их небольшими окнами светёлок наверху и большими нарядными окнами нижнего этажа.

Церковь Захария и Елизаветы – выдающейся памятник архитектуры. Тобольское барокко здесь «достигло своей наивысшей точки развития». Вобрав некоторые уже сложившиеся черты сибирского каменного зодчества, этот изумительный храм даёт также своеобразную переработку форм столичного (елизаветинского) барокко.

С Захарьевской начиналось тобольское барокко. Проявилось оно прежде всего в трактовке деталей. Плоскость стен разработана вся, в узких пространствах между окнами помещены так называемые лопатки — вертикальная украшающая деталь наружного фасада. Лопатки неширокие, дважды перехваченные в своей длине (раскрепованные). Такие же лопатки укрепляют углы объемов — основного, алтарного, трапезного. А наверху храма — картуши. …Особенности местного тобольского зодчества прослеживаются и в других деталях — тот же прием постановки храма на подклет с выделением внизу зимнего и вверху летнего помещений. У основания колокольни с обеих ее сторон те же привычные палатные пристройки. У этой церкви особенно обширная трапезная, туда выходят два симметрично расположенных придельных алтаря. Поскольку она находилась на «торгу», в самом оживленном месте Тобольска, где всегда толпился народ, и церковь была наиболее посещаема. Вокруг храма с трех сторон вскоре возвели красивую металлическую ограду на каменных столбах, от которой теперь не осталось и следа.

Летняя церковь впечатляет высотой и взлетом своего пространства, обилием света, выразительной пластикой свода, раскрытого люкарнами. Формы Захарьевской церкви получили свой отзвук и в ее пышных барочных иконостасах. В летней церкви он был особенно красив и представлял собой высокую стройную стенку, завершенную тремя изящными рокайльными фронтонами. … Благодаря применению ордера стенка алтарной преграды уподоблена полутораэтажному сооружению с тремя стройными арками врат, вписанных в ее заглубления. В обрамлении врат использован мотив тонких спиралевидных колонок, поддерживающих креповки карнизов с разорванными фронтонами. Фигурные рамы икон, украшенные резьбой, вычурные картуши фронтонных завершений, дополненные вазонами, резные царские врата — все это создавало исключительный декоративный эффект.

Рождественская церковь (1744 – 1761 гг.) — образец барокко в Сибири, несущий в себе ярко выраженные черты местной — тобольской «школы». Это единственное сохранившееся из трех тобольских церквей здание с основным объемом типа «восьмерик на четверике» Архитектура Андреевской церкви демонстрирует ранний этап «тобольского барокко». Построена в качестве приходской в 1744 – 1755 гг. «тщанием» купца Авраама Сумкина.