Тобольская резьба по кости сформировалась благодаря огромному количеству бивня мамонта в Сибири в 70-х годах ХIХ в. Также формированию косторезного промысла в этих окрестностях послужили традиции народов населявших северные районы Обского побережья Западной Сибири, вырезающих предметы быта из кости и дерева. Из кости выполнялись скульптуры местных жителей в традиционных одеяниях на санях, с собаками, медведями и северными оленями. Ханты — так прозвали обывателей западной Сибири. Скульптуры как правило изготавливались из бивня мамонта. Также в композициях изображали жилища — чумы, и нарты — специальные сани для передвижений на северных оленях или собаках. Каждая фигура изготавливалась в отдельности и крепилась с помощью металлических шпеньков к подставке. Выполнялись миниатюрные композиции, выполненные из скульптур расставленных хаотично в пространстве, изображающих бытовые картины местных жителей.

Тобольская резьба по кости славилась изготовлением прямоугольных коробочек строгих форм, украшенных скульптурными группами, к примеру изображающими выезд в санях на оленях, или собаках. Стенки коробочек часто украшались рельефными изображениями животных. Самые излюбленные изображения  тобольских резчиков — это собаки, или олени в движении. Часто на срезе бивня мамонта располагалась затейливая композиция из отдельных фигур. Резчики хорошо передавали пластику животных в движении, также мимику энергичного ездока, управляющего животными.

Резьба по кости в Тобольске  отличалась тем, что небольшие скульптурки мастеров были проникнуты человеческой душой и теплом. Мастера максимально выделяли структуру материала. История Тобольской резьбы имеет отпечаток связанный с нехваткой материала в советское время, изделия стали изготавливать из зуба кашалота, который по структуре был схож с бивнем мамонта. Скульптуры изображали людей занятых бытом. Первоначально композиции состояли из одной фигуры, позже мастера стали выполнять многофигурные композиции из нескольких комбинаций, например где рыбаки пытаются вытащить крупную рыбу. Появились попытки сочетания кости с деревом. Также стали изготавливаться настенные панно, где за основу брали дерево, а центральная часть сюжета выполнялась из кости.

Позже помимо скульптур Тобольские резчики стали изготавливать множество других изделий, например ножи для бумаги, брелоки, украшения для костюмов. Также частым изображением из кости стала местная достопримечательность — древний Тобольский Кремль. После того, как запасы сырья стремительно сократились промысел перешел на создание изделий из простой животной кости. Тобольские мастера  много экспериментировали над созданием изделий из простой животной кости, и научились находить срезы, с помощью которых удавалось выполнять искусные композиционные решения в создании скульптур. Не смотря на то, что использование простой животной кости значительно сложнее для скульптурных изделий, мастера продолжали повторять древние традиции своего промысла. Сегодня тобольская резная кость продолжает славиться традиционными скульптурными композициями из кости.

Видеоматериалы Тобольской фабрики художественных косторезных изделий