Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения побывал в Тобольске в 1850 г. по дороге на каторгу в Омск. Осужденный по делу петрашевцев автор вышедшего к тому времени романа «Бедные люди» (1845), провел в Тобольской пересыльной тюрьме 12 дней (с 9 по 20 января).

По мнению биографов именно здесь в Тобольске произошло незабываемое событие, сыгравшее важнейшую, возможно, даже решающую роль в духовной биографии Достоевского. Жены декабристов Ж.А. Муравьева, П.Е. Анненкова и Н.Д. Фонвизина добились («умолили», по словам Достоевского) тайного свидания с петрашевцами на квартире смотрителя пересыльной тюрьмы. В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский вспоминал: «Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. <...> Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал ее иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного», а еще раньше в «Записках из Мертвого дома» Достоевский писал об этом Евангелии: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне еще в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время ее уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата».

Тобольское Евангелие прошло с Достоевским каторгу и солдатские казармы, оно было рядом, когда Федор Михайлович вернулся в большую литературу, оно свидетель и судья его творческих взлетов и страстных падений. Оно, перечитываемое и толкуемое каждый день, стало его покаянным путеводителем к спасению, и потому главным завещанием на смертном одре передано сыну Феде.

По этому изданию Достоевский обычно приводил евангельские тексты в своих романах послекаторжного периода. «Русский перевод Нового Завета» упомянут в «Записках из Мертвого Дома» (1860 – 1861), созданных под впечатлением от заключения в Омском остроге (1850 – 1854). По нему Александр Петрович Горянчиков учил читать татарина Алея и познакомил его с Нагорной проповедью. «Новый Завет в русском переводе, испещренный карандашом на полях и с отметками ногтем», упомянут в «Униженных и оскорбленных» (1861). Он описан в романе «Преступление и наказание» (1866): «На комоде лежала какая-то книга <...> Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».

А.Г. Достоевская вспоминает, что в день своей смерти, 28 января 1881 г., утром писатель открыл Евангелие, подаренное ему тридцать лет назад женами декабристов: «…он часто, задумавшись или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице (левой от читавшего). И теперь Федор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть.

Открылось Евангелие от Матфея. Гл. III, ст. XIV: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

— Ты слышишь — «не удерживай» — значит, я умру, — сказал муж и закрыл книгу».

В настоящее время этот экземпляр Евангелия с пометами писателя хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.